Косторезы, мамонты и итоги фестиваля

В Якутске подвели итоги Фестиваля косторезного искусства России. Обладателем гран-при смотра стал известный мастер-косторез из республики Бурятия Бато-Мунку Чимитов. Также первые места в сюжетных категориях получили работы Натальи Умкиной из Уэлена, Николая Похилюка из Москвы и Виктор Янде из ЯНАО , помимо этого еще были отмечены работы мастерской профессора АГИКиИ Константина Мамонтова. Фестиваль проходил с 16 по 20 октября в Доме дружбы народов имени Кулаковского. Всего в конкурсе участвовало порядка трехсот косторезных работ.

«Здесь на фестивале была очень дружеская атмосфера. Без каких-то натяжек в отношениях между конкурсантами, жюри. Здесь все было идеально. На мой взгляд, уровень работ очень высокий. И могу сказать, что для меня некоторым образом было открытие, что в России есть до сих пор такие замечательные косторезные школы» — подвел итоги фестиваля председатель жюри, эксперт по народному и декоративному искусству, Александр Греков.

Помимо традиционной конкурсной программы «Сказ на бивне мамонта», участники еще обсуждали проблемы косторезного дела и в частности важный вопрос, связанный с сырьем, а именно с мамонтовой костью, которая считается лучшим материалом для этого вида ремесла. В ходе обсуждений была, между прочим, создана Федерация мамонтовой фауны России, в которую вошли ведущие косторезы страны. Помимо этого участники, впервые, соревновались в изготовлении изделий из кости прямо на месте, получив материал от организаторов — мамонтовую и моржовую кость.

Этот фестиваль стал самым большим по количеству участников. Всего в Якутск приехали представители 14 регионов, а также мастер из Гренландии. Участники фестиваля рассказывают о том, насколько хорошо развито косторезное ремесло в их регионах, говорят о тех материалах, которые они используют в своей работе, а также делятся впечатлениями о фестивале.


Эдуард Лопаа, Республика Тыва:

«В основном используем рога животных, например морала или косули, а также кости – черепа и так далее. С бивнями мамонта не работал, хотя хотелось бы, поскольку это самый ценный материал. А вообще этот промысел в наших краях существует еще со скифских времен. В Эрмитаже даже есть одно косторезное изделие как раз того периода. Сейчас на всю республику насчитывается 15 мастеров. А в 2014 году в училище открылось отделение по косторезному мастерству, но в прошлом году его закрыли из-за нерентабельности. Сложности с трудоустройством были».


Анатолий Оськин, Чукотский АО:

«Лет десять назад была такая ситуацию, что казалось, что нужно возрождать косторезный промысел. Думали, что все наработки 50-60 годов утеряны. А сейчас мы об это и не вспоминаем. Речь только идет о том, чтобы сохранить именно традицию и нюансы нашей школы. Поскольку считается, что эта школа уникальная. И мы еще надеемся, что уйдем в настоящее большое искусство. И для этого у нас все есть. Сейчас работаем над этим. С материалом, сырьем проблем нет. Мы же работаем с клыком моржа, а также костью кита.

Нас поддерживает местное правительство, есть специальные программы по которым выделяются деньги на закупку сырья. Идет поддержка коренного населения, а потом мы получаем работы, которые становятся брендом Чукотки. И сейчас идет еще разработка программы к 90-летию мастерской, по которой планируется сделать туристический кластер на базе мастерской, детскую студию. В общем, нас поддерживают».


Ким Клеист, Гренландия:

«В Гренландии косторезный промысел имеет давнюю историю. Но мастеров, тем не менее мало. Молодежь не идет в это ремесло. И к тому же нет школы, где готовили бы резчиков. Учатся только у мастеров. А их тоже не много. В Нууке, столице, их всего трое. К тому же большинство работает в сувенирном деле, где очень низкое качество работ. Материал — это кости нарвала, моржа и кашалота, а также оленьи рога. Мамонтовой фауны у нас нет. И я только вчера впервые держал в руках мамонтовую кость. И попробовал работать с ней. Она очень мягкая и мне кажется с ней легче работать. Я впервые участвую в подобном мероприятии, у нас или в соседних странах их попросту нет. А у вас есть такой большой фестиваль. Меня еще и в Магадан пригласили. Могу сказать, что в России высокий уровень, некоторые работы просто потрясающие. И я вижу, что есть какая-то поддержка со стороны государства. У нас ничего подобного нет. Но вместе с тем у нас довольно высокие цены на косторезные изделия и они пользуются популярностью».


Владислав Кухаев, республика Алтай:

«У нас в республике Алтай косторезное искусство совсем не развито. Где-то четыре — пять мастеров всего и то это все на непрофессиональном уровне. Да и для меня это просто хобби. Используем кости животных, о мамонтах и не мечтаем, конечно. Могу сказать, что благодаря этому фестиваль я знаю как работают другие мастера, вижу развитие и чему то учусь».


Чимитов Бато-Мунку, Республика Бурятия:

«Я единственный косторез у нас в Бурятии. Увлекся им во время обучения в Абрамцевском училище Москвы. Ходил постоянно в Музей Востока, где видел все эти работы. Вообще то, что я взял «Гран при» это очень для меня неожидано, ведь я впервые принимаю участие в подобном мероприятии. Но сейчас, видимо, поеду в Магадан, а потом может и на Аляску. Что касается материалов, то это кости крупного рогатого скота. С мамонтовой костью сложно, конечно. Но работать бы с ней хотелось. Почему бы как то государству не взять это в свои руки, чтобы мастерам доставалось».


Сергей Корольков, Ямало-Ненецкий АО:

«Мастеров у нас в регионе можно по пальцам пересчитать, человек десять, я думаю. На базе колледжа есть отделение по косторезному мастерству, где я преподавал 14 лет. Что из студентов будет не ясно пока. Они работаю в доме народного творчества А вот в Якутск на фестиваль приехал мой ученик Николай Вылка, талантливый косторез. Если говорить об используемом материале, то это лосинный и олений рог, бивня мамонта мало, но иногда удается купить, хоть это и дорого. У нас в Салехарде также проводится большая косторезная выставка «Душа Севера», где я выступаю как организатор. Если сравнить с фестивалем в Якутске, то у нас площадка конечно больше – это большой выставочный комплекс».

Кстати то, что касается мамонтовой фауны о чем, говорят многие участники, то для многих из них этот вопрос очень актуален. Хотя, конечно, используются и другие материалы, но тем не менее все говорят о том, что именно мамонтовая кость это лучший материал. И судя по всему, скоро депутатами Государственной Думы будет принят новый закон «О недрах», где будут как раз отрегулированы (правда не известно как) аспекты касающиеся мамонтовой кости . И может, при его принятии будут учтены и пожелания мастеров-косторезов, которые изложены в итоговой резолюции, выработанной в ходе работы научно практической конференции.

Впрочем, такой известный предприниматель из Москвы Федор Шидловский считает, что новый закон ни к чему не приведет и вопрос не решит. И контролировать промысел у государства не получится. Говоря о том, что по его мнению нынешний закон просто не исполняется. «Получают лицензии на сбор. А чтобы получить право собственности нужно отчеты написать и налоги заплатить. И этого никто не делает».

А вот, что говорит по этому поводу предприниматель Сергей Голофастов из компании «Туску», которая как добывает мамонтовую кость, так и экспортирует ее в Китай. Также в компании работает несколько мастеров, причем они стажируются в Китае.

«Существующий закон работает плохо. Какой будет новый не ясно. Но совершенно точно нужно уменьшить количество бивня на рынке. Было бы неплохо, если появится какой-то госзаказ. Нужно покупать у местного населения (у тех, кто там живет). И еще есть вопрос о хранилище, чтобы материал не разлагался, превращаясь в щепу. В общем, ограниченный сбыт и хранение. Но тут какая то госструктура должна быть. Может что-то вроде госартелей делать. А косторезы могли бы брать себе материал как раз из хранилища. А что касается идей связанных с биржей или аукционом, то это если и делать, то лучше в Китае», — комментирует Сергей Голофастов.

Источник: YAKUTIA.INFO

В столице Республики Саха (Якутия) г. Якутске  с 17 по 22 октября  2019 года в целях создания оптимальных условий для сохранения, возрождения и развития косторезного искусства народов России состоялся VII фестиваль косторезного искусства народов России.

Организаторами мероприятия выступили: Фонд Президентских Грантов Российской Федерации при поддержке Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерства по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия), Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх1», Дом дружбы народов  им. А.Е. Кулаковского, Фонд народно-художественных промыслов и ремесла «Уус» РС(Я)

Цели Фестиваля:

восстановление утерянных традиций косторезных школ народов России, передача преемственности традиций региональных косторезных школ;

— обеспечение возможности широкой зрительской аудитории познакомиться с косторезными школами различных  регионов России;

— расширение устойчивых культурных связей и развитие долгосрочного культурного сотрудничества между регионами Российской Федерации;

—  анализ состояния косторезного искусства регионов  Российской Федерации и определение оптимальных форм и путей развития современных народных художественных промыслов и ремесел как неотъемлемой составной части национальных культур;

— привлечение внимания широкой аудитории к возрождению исчезающих видов народного искусства и художественных промыслов.

Задачи Фестиваля:

— создание площадки для реализации творческих возможностей мастеров косторезного искусства народов России;

— реализация в Республике Саха (Якутия) масштабного выставочного проекта в области традиционного народного искусства;

— обеспечение условий для творческого роста мастеров-косторезов Российской Федерации.

Данный проект является продолжением успешно проведенных в 2005, 2006, 2008, 2012, 2014 первого, второго, третьего, четвертого, пятого Всероссийского фестивалей косторезного искусства народов России в Республике Саха (Якутия), а также шестого фестиваля косторезного искусства народов России, првоеденного в г. Магадан в 2016 г.

Проект включает в себя организацию выставки-ярмарки работ мастеров и предприятий-производителей косторезных художественных изделий «Косторезное искусство народов России», научно-практической конференции «Традиции и современность косторезного искусства народов России», смотра-конкурса произведений косторезного искусства «Сказ на бивне мамонта», творческих лабораторий для студентов специализированных учебных заведений, мастер-классов для посетителей фестиваля

 

В VII фестивале косторезного искусства народов России приняли участие представители 13 регионов Российской Федерации и 1 зарубежный участник.

Среди них: Уэленская косторезная мастерская (Чукотский АО), Магаданская общественная организации мастеров художественной обработки кости (Магаданская область),  ООО «НАШ Ледниковый период», (Московская область),  «Фабрика Холмогорской резьбы по кости» (Архангельская область), «Тобольская фабрика художественных косторезных изделий» (Тюменская область), Окружной Дом ремесел, г. Салехард (Ямало-ненецкий АО), Этнокультурный центр НАО г. Нарьян-Мар и мастерская «Нарэй (Ненецкий АО), РОО Ассоциация народных художественных промыслов (Республика  Алтай). Учебные заведения:  Профессиональное училище № 27 имени Н.Д. Буторина (Архангельская область), Тувинский горнотехнический техникум (Республика Тыва), Магаданский колледж искусства (Магаданская область), профессиональное образовательное учреждение № 304, г. Кызыл (Республика Тыва). Мастера из  Хабаровского края,  Приморского края, Таймырский долгано-ненецкого района, Республики Бурятия, г.Нуук Гренландия

Также на Фестиваль приглашены эксперты в области косторезного искусства:

  • Греков Александр Умарович — заведующий отделом декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, главный редактор журнала «Художник», члену Экспертного Совета в области народного творчества «Душа России
  • Бронштейн Михаил Мокович — главный научный сотрудник отдела искусства Кавказа, Средней Азии и Сибири ФГБУК «Государственный музей Востока», к.и.н.
  • Иванова Юлия Борисовна — кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ

 

17 октября 2019 года в актовом зале Дома Правительства №2  организована научно-практическая конференция «Традиции и современность косторезного искусства России»  с участием 94  участников.  В формате конференции состоялось пленарное заседание. Участников конференции приветствовали Балабкина  Ольга Валерьевна, заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), Жирков Александр Николаевич, первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

В составе президиума пленарного заседания присутствовали:

  • Терещенко Максим Викторович, министр промышленности и геологии Республики Саха (Якутия)
  • Левочкин Владислав Валерьевич, первый заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я).
  • Прокопьев Максим Михайлович, заместитель министра предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия)
  • Игнатьева Яна Викторовна, генеральный директор АУ РС(Я) «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского»
  • Греков Александр Умарович, заведующий отделом декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств
  • Бронштейн Михаил Мокович к.и.н., главный научный сотрудник отдела искусства Кавказа, Средней Азии и Сибири ГБУК «Государственный музей Востока»
  • Гоголев Александр Николаевич директор АУ РС(Я) «Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх»
  • Иванова Юлия Борисовна заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова»

Во время конференции было заслушано 35 докладов и выступлений. С основным докладом выступила  Игнатьева Яна Викторовна, генеральный директор Дома дружбы народов им. А.Е. Кулаковского, заслуженный работник культуры РС(Я) и РФ. На конференции приняли участие представители учебных заведений, организаций  косторезного промысла и мастера из 13 регионов Российской Федерации, в т.ч. НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, Государственного музея Востока, Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова.

От Республики Саха (Якутия)  выступили искусствоведы, представители Института геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, Академии наук РС(Я), СВФУ им. М.К. Аммосова, министерства промышленности и геологии РС(Я), министерства предпринимательства, торговли и туризма РС(Я), Центра интеллектуальной собственности РС(Я), национального художественного музея РС(Я), Союза художников РС(Я), Якутского художественного училища им. П.П. Романова,  Якутского колледжа технологии и дизайна,  Якутского мамонтового Центра, известные мастера-косторезы Якутии.

По итогам проведения конференции была принята Резолюция научно-практической конференции «Традиции и современность косторезного искусства России». Предложения, вошедшие в документ, сгруппированы по 7 направлениям, охватывающим основные вопросы косторезного искусства. Внутри разделов применяется классификация по функционально-отраслевому признаку в разрезе организационного характера предложений (законодательное регулирование, государственное управление, межрегиональное взаимодействие, образование, наука, творческое сообщество, выставочно-конгрессная деятельность).

Участники конференции внесли следующие предложения и рекомендации:

— Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации (Комитет по культуре, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока)

  1. Провести обсуждение и разработку проекта Федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в части определения правового статуса ископаемых остатков мамонтовой фауны как особого геокриогенного минерального ресурса Крайнего Севера Российской Федерации и установления особых стандартов (правил, норм) пользования этим ресурсом, в том числе для коренных малочисленных народов России в целях сохранения их традиционных промыслов. Выработать нормативное правовое определение (терминологию) ископаемых останков мамонтовой фауны.

— Министерству культуры Российской Федерации

  1. Разработать концепцию и обратиться с инициативой организации «Галереи косторезного искусства народов России» с филиалами в регионах Российской Федерации.

— Министерству промышленного развития Российской Федерации

  1. Внести дополнения и изменения в Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» в части статуса народных промыслов Севера и Арктической территории России.

— Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики Российской Федерации

  1. Инициировать межрегиональный проект «Мамонтовый проект» по актуальным вопросам изучения мамонтовой фауны, нормативно-правовому обеспечению по обороту, хранению сырья в целом по стране, а также обеспечению сырьём мастеров-косторезов и в целом развитию косторезного искусства России.

— Правительству Республики Саха (Якутия)

  1. Принять за основу проект Концепции сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Республике Саха (Якутия) на 2020-2025 годы и основных направлений до 2030 года.
  2. Организовать строительство криохранилища (консерванта) благородного сырья биогенного происхождения (например, бивня мамонта) на условиях государственного частного партнёрства (ГЧП).
  3. 7. Включить в перечень мероприятий Республики Саха (Якутия) Фестиваля (биеннале) косторезного искусства народов России с интервалом в два года.
  4. Выйти с инициативой принять участие в работе Национального павильона России на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО Дубай — 2020 с экспозицией произведений мастеров-косторезов Якутии.

— Государственному собранию — Ил Тумэн Республики Саха (Якутия)

  1. Внести дополнения и изменения в Закон РС(Я) «О государственной поддержке народных художественных промыслов в РС(Я)» от 18.06.2009 З № 326-IV в части статуса косторезного искусства Якутии.

— Министерству по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия)

  1. Организовать проведение отчетной ретроспективной выставки косторезного искусства к 100-летию Республики Саха (Якутия) в г. Москве.
  2. Организовать межрегиональный обмен творческими выставками мастеров-косторезов по регионам России.

— Министерству промышленности Республики Саха (Якутия)

  1. Внести предложения в Правительство Республики Саха (Якутия) по созданию Единого фонда по обеспечению сырьем в сфере народных художественных промыслов, в том числе мамонтовой фауны (по обеспечению мастеров-косторезов, предприятий, мастерских, учебных заведений доступным качественным сырьем).
  2. Выйти с инициативой в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Академию наук Республики Саха (Якутия) о передаче части конфискованных бивней в целях обеспечения образовательной деятельности ГБПОУ РС(Я) «Якутское художественное училище (колледж) им. П.П. Романова»

— Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

  1. Разработать правила экспертной деятельности в сфере народных художественных промыслов (в том числе мамонтовой фауны и косторезного искусства) с привлечением специалистов различных сфер деятельности.
  2. С привлечением специалистов АУ РС(Я) «Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх» организовать в ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр» Министерства культуры и духовного развития РС(Я) курсы повышения квалификации для мастеров народных художественных промыслов.

— Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия)

  1. Расширить диапазон научных проектов Академии наук Республики Саха (Якутия) по мамонтовой фауне и косторезному искусству.
  2. Опубликовать по результатам научных исследований научный альманах по мамонтовой фауне и косторезному искусству.

— Министерству предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия)

  1. Поддерживать антрепренерское партнерство с мастерами-косторезами, способствовать выходу местных производителей с целью сбыта изделий на внешние рынки.
  2. Разработать стратегию продвижения изделий из бивня мамонта и иной продукции народных художественных промыслов на внутреннем и внешнем рынках.
  3. Проводить ежегодные ярмарки по косторезному искусству с участием российского и международного предпринимательского сообщества.
  4. организовать работу по защите изделий косторезного искусства на рынке интеллектуальной собственности с инициированием проектов, способствующих развитию и популяризации косторезного искусства.

Участники конференции констатируют местом постоянного проведения «Фестиваля косторезного искусства народов России» г. Якутск, Республика Саха (Якутия). Также рекомендуют отметить особую роль АУ РС (Я) «Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх» в деле популяризации и развития косторезного искусства республики; признать за Республикой Саха (Якутия) исключительный статус и высокий уровень развития косторезного искусства; неотъемлемое культурное значение косторезного искусства на северо-востоке России. Фестиваль зарекомендовал себя как авторитетная экспертная платформа в большей степени по оценке художественных достоинств произведений авторов, надеемся, в будущем он будет расширять свои функции и задачи. С удовлетворением отмечаем, что Научно-практическая конференция проводится при поддержке Фонда Президентских грантов Российской Федерации.

Участники конференции единодушно поддержали учреждение Общественной некоммерческой организации «Федерация по поддержке и развитию наследия мамонтовой фауны России» с участием творческого, предпринимательского и научного сообщества Российской Федерации с центром в г. Якутске.

 

Мероприятия VII фестиваля косторезного искусства народов России прошли на территории Дома дружбы народов им А.Е. Кулаковского, г. Якутска. Сформировано  экспозиционное пространство на 3 этажах:  на 1 этаже расположились  выставочные экспозиции участников выставки-ярмарки «Косторезное искусство народов России» из регионов РФ и экспозиция выставки смотра-конкурса произведений косторезного искусства «Сказ на бивне мамонта». На 2 этаже — экспозиции участников  из Республики Саха (Якутия). В выставочном зале 3 этажа разместили выставку работ мастеров народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия) Авраменко Василия Ивановича и Лилии Александровны

Церемония открытия фестиваля проходила в мраморном зале дома дружбы народов им.А.Е. Кулаковского. На церемонии присутствовал Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Солодов Владимир Викторович, председатель Комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Голомарева Елена Христофоровна, Министр культуры и духовного развития Республики Куприянов Юрий Степанович, Министр по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) Кириллин Гаврил Витальевич и др. почетные гости. Церемония открытия была обеспечена режиссерско-постановочными услугами режиссера, сценариста и  ведущей Дома дружбы народов им. А. Е. Кулаковского.

18 октября 2019 г.  организованы творческие лаборатории в трех учебных заведениях г. Якутска:

  • Якутское художественное училище им.П.П. Романова (посетили 9 учащихся специальности «Косторезное дело», мастер-класс показан заслуженным и народным художником Республики Бурятия Чимитовым Бато-Мунко Балтуевичем);
  • Якутский колледж технологии и дизайна традиционных промыслов народов Якутии (посетили 9 учащихся, преподавал мастер Яценко В.А. из Московской области). В гостях у колледжа
  • Детская школа изобразительных искусств имени Л.А. Ким. (посетили 27 учащихся, преподавал Киргизов Н.М., художник ГБУК «Таймырский Дом народного творчества», г. Дудинка Красноярского края

19 октября в гостиной дружбы народов Дома дружбы народов им А.Е. Кулаковского состоялись творческие лаборатории для студентов Якутского художественного училища им. П.П. Романова. Теоретическую часть ознакомил Корольков Сергей Владимирович, заведующий отделом художественного и прикладного творчества ГБУК Ямало-ненецкого автономного округа «Окружной Дом ремесел» с презентацией обучения в профессиональном училище г. Салехарда ЯНАО и работе мастеров-косторезов в Окружном Доме народного творчества. Посетили 31 студентов и преподавателей училища.

В рамках фестиваля 19 — 20  октября также организованы мастер-классы для посетителей и учащихся учебных заведений. В  течении 2х дней 9 мастеров участников изготавливали изделия в режиме реального времени, общались с посетителями, рассказывали секреты мастерства. Изделия изготовленные на мастер-классах были переданы Фонду эталонных образцов Национального центра «Симэх». Мастера-участники: Николаев Михаил Георгиевич, Республика Саха (Якутия) («Вещий сон»), Жигалов Алексей Алексеевич, Республика Саха (Якутия) («Пурга»), Салчак Экер-оол Сергеевич, Республика Тыва ( «Скотовод Олег»), Ким-Нука Клейст-Эриксон, Гренландия («Шаман»), Вылка Николай Ефимович, Ненецкий автономный округ («Семейная рыбалка»), Киргизов Николай Михайлович, Таймырский долгано-ненецкий район, Красноярский край («Друзья»), Тарасова Анна Александровна, Республика Саха (Якутия) («Первый шаг»), Кухаев Владислав Михайлович, Республика Алтай («Алтайский мамонт»), Кугаевский Дмитрий Алексеевич, ООО «Тобольская фабрика художественных косторезных изделий», Тюменская область        («Друг»)

Студенты воочию увидели рождение замыслов и их превращение в изделия талантливыми руками мастеров. Живой интерес студентов вызвало общение с иностранным гостем Ким Эриксоном, который по профессии является учителем общеобразовательной школы.

 

В рамках VII Фестиваля косторезного искусства народов России прошел творческий конкурс-смотр произведений косторезного искусства «Сказ на бивне мамонта» в  котором   приняли участие  109  конкурсантов в т.ч. мастера -косторезы из 13 регионов Российской Федерации (Таймырский долгано-ненецкий район,  Хабаровский, Красноярский, Приморский края, Архангельская, Магаданская, Тюменская,  Московская области, Ненецкий, Ямало-ненецкий,  Чукотский автономные округа,  Республики Саха (Якутия),  Алтай, Бурятия, Тыва), учащиеся  6 специализированных учебных заведений России.  На суд жюри и зрителей  было представлено 267 изделий исполненных  в различной  технике, присущей косторезным школам в регионах России.

Жюри смотра-конкурса работало в составе:

  1. Греков Александр Умарович, заведующий отделом декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, Председатель конкурсного жюри
  2. Бронштейн Михаил Мокович, к.и.н., главный научный сотрудник отдела искусства Кавказа, Средней Азии и Сибири ФГБУК «Государственный музей Востока», заместитель председателя конкурсного жюри
  3. Гоголев Александр Николаевич, директор АУ РС(Я) «Национальный центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх», заместитель председателя конкурсного жюри
  4. Иванова Юлия Борисовна, заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова», член конкурсного жюри
  5. Марков Федор Иванович, художник-косторез, заслуженный художник РФ, народный художник РС(Я), член Союза художников России, г. Якутск, член конкурсного жюри
  6. Манжурьев Александр Владимирович, член Союза художников Российской Федерации, член конкурсного жюри
  7. Павлова Нюргуяна Николаевна, руководитель информационно-методического отдела АУ РС(Я) «НЦНПИХП «Симэх», секретарь конкурсного жюри

 

Победители смотра-конкурса произведений косторезного искусства «Сказ на бивне мамонта»

ГРАН-ПРИ

Чимитов Бато-Мунко Балтуевич

Республика Бурятия

Образ «Хамбо-лама Итигэлов  — нетленное тело»

 

Номинация «Сюжетная композиция»

 

Диплом I степени

Умкина Наталья Александровна, п.Уэлэн. Чукотский автономный округ

По образцу работ «Онно» «Царь рыба»

Диплом II степени

Вербицкий Алексей Валерьевич, г.Магадан

«Охотник на привале».

Диплом III степени

Софронеев Альберт Владимирович, г. Якутск

«Игры на краю Ойкумены»

Грамотами награждены:

  • Максимова Айталина Юрьевна, г. Якутск

«Тюсюлгэ»

  • Баишев Николай Семенович, Мегино- Кангаласский улус

«Переезд на летник»

  • Игнатовский Александр Вячеславович, Чукотский автономный округ

«Вольный танец»

  • Севли Семен Максимович, Ямало-Ненецкий АО

«Зимний день»

  • Соловьев Леонид Прокопьевич, г. Якутск

«Дух реки Лены»

  • Киргизов Николай Михайлович, Красноярский край, г. Дудинка

«Рыбаки в шторм»

 

Номинация «Утилитарные изделия»

 

Диплом I степени

Никитина Екатерина Ивановна, г. Якутск

Динамическая игра преследования «Сонор»

Диплом II степени

Лохов Олег Валентинович, г. Москва

Церковный потир для причастия

Диплом III степени

Левин Сергей Валерианович, г. Якутск

«Осколок прошлого»

Грамотами награждены:

  • Тобонов Олимпий Андреевич, г. Якутск

Нарды «Байанай»

  • Петухов Роман Семенович, г. Якутск

Женский пояс «Уйгу – быйан»

  • Яковлев Афанасий Любомирович, г. Якутск

Дорожные шашки «Хабдьы уонна сордон сэриитэ»

  • Боескорова Аэлита Владимировна, г. Якутск

Комплект украшений «Буер оhуор»

 

Номинация «Анималистика»

Диплом I степени

Похилюк Николай Владимирович, г.Москва

«Охота волков на бизонов»

Диплом II степени

Эргиро Василий Александрович,  п.Уэлэн, Чукотский автономный округ

«Семейка медведей»

Диплом III степени

Салчак Экер-Оол Сергеевич, Республика Тыва

«Охота»

Грамотами награждены:

  • Луковцев Константин Константинович, г. Якутск

«Молодой»

  • Доленко Андрей Андреевич, г.Владивосток

«Дальневосточный леопард»

 

Номинация «Скульптура малых форм»

Диплом I степени

Кушниренко Алексей Алексеевич, г.Москва

Традиции Эпоса «Олонхо»

Диплом II степени

Амыдаев Николай Александрович, г. Якутск

«Путник»

Диплом III степени

Чупров Дмитрий Дмитриевич, Анабарский улус.

Рук. Спиридонов Степан Степанович

«По течению»

Грамотами награждены:

  • Родионов Георгий Николаевич, г. Якутск

«Чукотка»

  • Соловьева Варвара Юрьевна, Арктический институт культуры и искусств

Композиция «Бэйбэрикээн»

  • Калямшин Андрей Калямович, п. Чульман

«Семья»

 

Номинация «Fusion изделия» (комбинация различных материалов)

 

Диплом I степени

Ядне Виктор Федорович, г. Салехард Ямало-Ненецкий АО

«Король тундры»

Диплом II степени

Скворцов Дмитрий Витальевич, Ямало-Ненецкий АО

«Туман»

Диплом III степени

Ледков Сергей Васильевич, Ямало-Ненецкий АО

«По тропам предков»

 

Номинация «Конкурс студентов учебных заведений»

Диплом I степени

Арктический институт культуры и искусств

Мастерская профессора Мамонтова К.М.

Диплом II степени

Якутское художественно училище им.П.П. Романова.

Диплом III степени

Якутский колледж технологии и дизайна традиционных промыслов народов

Якутии, г.Якутск

Грамотами награждены:

  • Детская школа изобразительных искусств имени Ким Л.А.
  • Профессиональное училище № 27 имени Н.Д. Буторина Архангельский обл, с. Ломоносова
  • ГАПОУ «Магаданский колледж искусства» отделением «Декоративно-прикладное искусство»
  • Яковлев Афанасий, Якутское художественно училище им.П.П. Романова

 

Специальными дипломами награждены

«За лучшее сохранение региональных традиций»

Бабышев Анатолий Васильевич, г. Москва

«Оленьи гонки»

«За лучшее техническое исполнение»

Капустин Владимир Ильич, г. Якутск

«На ысыах»

«За лучшее композиционное решение»

Попов Петр Романович, г. Якутск

Серия сувениров «Булчуттар»

«За лучшую технику обработки материала»

Степанов Егор Егорович, г. Якутск

«Кэтэспэтэх ыалдьыт»

«За внедрение новых форм и приемов в обработке кости»

Петров Роман Христофорович, Намский улус

«Охотник с луком»

«Надежда фестиваля»

Андреева Дария, Арктический институт культуры и искусств

Мастерская профессора Мамонтова К.М.

Панно

Все дипломанты награждены дипломами, памятными кубками и поощрительными призами.

 

VII фестиваль косторезного искусства народов России стал огромным событием в культурной жизни республики, дал возможность посетителям соприкоснуться с культурой и искусством других регионов. Мастера-косторезы со многих регионов России прибыли  в Якутск, чтобы встретиться с коллегами, посоревноваться в мастерстве, найти формы объединения и социальной защиты в сложных условиях рыночной экономики.

За три дня работы выставку посетило свыше 2500 посетителей. Таким образом, охвачена широкая зрительская аудитория, обеспечена возможность населению ознакомиться с косторезным искусство народов России. Во время проведения выставки вышли многочисленные публикации в СМИ и интернет-изданиях. В печатных изданиях  «Кыым», «Саха сирэ» , » Илкэн», «Жизнь Якутска». В интернет-  изданиях «Эдэр саас», ЯСИА, Якутия инфо, Кыым.ру, на сайте НВК САХА, ТАСС. Вышли  телевизионные эфиры  на ТВ «Вести» в передачах  «Сонуннар», «Прямой эфир», «Гость студии». На НВК «Саха» в передачах «Сонуннар –Новости»,» Талбан», «Сана Кун» , «Новый день» , Радио «Тэтим». Также прошла радиопередача на  Радио «Вести».  Каждое из мероприятий Фестиваля освещено организаторами на сайтах Национального центра народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх» по адресу http://simekh-sakha.com/ и Фонда народных промыслов и ремёсел «Уус» Республики Саха (Якутия)  по адресу http://uus.simekh-sakha.com/, а также в социальных сетях

Общее количество экспонатов выставки составило свыше 1000 экспонатов произведений косторезного искусства. В мероприятиях  фестиваля приняли участие 150 участников,

VII фестиваль косторезного искусства народов России дал необходимые материалы для комплексного осмысления процессов, происходящих в современном косторезном искусстве народов России. Принятые рекомендации дадут новые импульсы и подходы к решению нелегких задач в развитии народного  искусства и художественных промыслов.

Организацией VII фестиваля косторезного искусства народов России осуществлен масштабный выставочный проект в области косторезного искусства народов России  в г. Якутск Республики Саха (Якутия) — всероссийском центре косторезного искусства на северо-востоке Российской Федерации.

 

Оргкомитет VII фестиваля косторезного искусства народов России благодарит организации и предприятия Республики Саха (Якутия) за оказанную спонсорскую и информационную поддержку мероприятия:

  • ООО «Туску» (директор Андреев Анатолий Валерьевич, г. Якутск),
  • ОАО «Алмазы Анабара» (генеральный директор  Марыничев Павел Алексеевич, г. Якутск
  • ООО «Наш Ледниковый период» (генеральный директор Федор Касперович Шидловский, г. Москва)
  • ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» (генеральный директор Ларионов Сергей Александрович, г. Якутск)
  • ФАПК «Сахабулт» (генеральный директор Павлов Михаил Михайлович, г. Якутск)
  • Ювелирная фирма «Киэргэ» (директор Павлов Александр Кириллович, г. Якутск)
  • ФАПК «Якутия» (генеральный директор Степанов Павел Юрьевич г. Якутск)
  • ООО «Ректайм» (директор Киприянов Алексей Васильевич, г. Якутск)
  • Народного депутата Государственного собрания (Ил Түмэн) Республики Саха (Якутия) Чичигинарова Владимира Ильича, г. Якутск
  • ООО медиа–группа «Ситим» (генеральный директор Христофорова Мария Николаевна, г. Якутск)
  • Якутское Саха Информационное Агентство (генеральный директор Чертков Алексей Сергеевич, г. Якутск)
  • НВК «Саха» (президент Марков Олег Олегович, г. Якутск)
  • Вести Саха (директор Дьяконов Харлампий Назарович, г. Якутск)
  • Газета «Саха Сирэ» (редактор Кривогорницын Родион Юрьевич, г. Якутск)

Интернет-издание «Эдэр саас»  (редактор Кривогорницын Родион Юрьевич)

762
Примечания:Описание
1СимэхВ 1992 году при Центре культуры и искусства им А.Е. Кулаковского создаётся галерея «Симэх» в целях популяризации работ мастеров, возрождения традиций народных ремёсел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow