Центр «Симэх» поздравляет Народного мастера РС(Я) Софрона Оросина с 60-летием

Национальный Центр «Симэх» поздравляет с 60-летием Народного мастера Республики Саха (Якутия), почетного гражданина Игидейского наслега Таттинского улуса Оросина Софрона Егоровича.

Оросин Софрон Егорович, изготовитель национальной кумысной утвари. Внёс личный вклад в дело возрождения и сохранения самобытной традиционной культуры. Родился 26 июня 1961 года в с. Ытык-Кюель Алексеевского района Якутской АССР.

В 1979 году окончил Игидейскую среднюю школу.
1979 – 1981 г.г. отслужил в рядах Советской Армии. Свою трудовую деятельность начал в отделении «Дэбдиргэ» совхоза «Таттинский».
В июне 1981 года прошел курс подготовки военных руководителей.
1982 – 1985 г.г. работал в Игидейской средней школе военруком.
1986 – 1993 г.г. рабочий отделения Дэбдиргэ.
1995 – 1996 г.г. тренер по лыжному спорту.

С 1997 года Софрон Егорович работал мастером производственного обучения Центра «Артык» при Игидейской средней школе. Участие в выставках, ярмарках, конкурсах:

• 1-я республиканская научно-техническая выставка, г.Якутск, 2000.
• Выставка учащихся и педагогов дополнительного образования, посвященные 70-летию со дня образования Таттинского улуса и 10-летию суверенитета РС(Я), 2000 г.
• Республиканская ярмарка «Товары Якутии – 2000», г.Якутск. (победитель, обладатель свидетельства), 2000.
• Российская выставка «Многообразие народов и земель Российских», г.Москва, 2000. (Лауреат)
• Обладатель гранта «Ремесла Якутии – 2000». г.Якутск, 2000.
• Республиканский конкурс «Школа ХХI века», г.Якутск, 2000.
• Региональная выставка нестандартных спортивных снарядов (победитель), 2001.
• Семинар-практикум учреждений дополнительного образования Вилюйской группы улусов (мастер-классы), 2002.
• Российская конференция ДО РФ, г.Москва, 2002.
• VIII-я международная выставка «Мир детства» (дипломант), 2002.
• Республиканская выставка прикладного искусства «Ус саха угэЬин уйэтитэ», г.Якутск, 2003.
• I форум народных мастеров РС(Я), I место в номинации: изделия из дерева «Национальная утварь», 2006.
• Республиканский конкурс «Чороон тойуга», (II место), 2007.
• Выставка народных мастеров Чурапчинского и Таттинского улусов на призы К.К.Колесова (I место), 2008.

Студия «Алаһа» Софрона Егоровича успешно участвовала в Республиканской выставке педагогов мастеров посвященный «Году детства» — в улусном конкурсе педагогов – мастеров дополнительного образования. Для повышения своей квалификации посетил педконсилиумы, курсы, семинары:

• курсы по проблеме «Методика изучения предметов образовательных областей «Технология», «Сатабыл». ИПКРО, 1999.
• курсы по теме «Организационно-педагогические основы дополнительного образования». ИПКРО, 2001.
• курсы по теме «Развитие творческих способностей учащихся». С.Кэптэни Усть-Алданского улуса. 2001.
• республиканская научная конференция преподавателей ДО с выставкой нестандартных спортивных снарядов. С.Чурапча, 2001 г.
• улусный семинар по теме «Олонхо дойдута». с.Кыйы Таттинского улуса. 2001.
• курсы по теме «Воспитательная работа в школе. Духовная культура учителя». ИПКРО, 2003 г.

Софрон Егорович Оросин – почетный гражданин Игидейского наслега, народный мастер, за достигнутые успехи в организации производственной работы награжденный нагрудным знаком «Отличник образования РС(Я)». В Таттинском улусе он — один из немногих педагогов-мастеров, кто в течение 20 лет приобщал подрастающее поколение к исконной культуре своего народа, работая в центре возрождения и развития национальной культуры «Аартык» с. Игидей.

Руками таких мастеров создана большая часть предметов материальной культуры народа саха: чороны, матары, ковши, кытыйа, чаши и т.д.

Предлагаем послушать сказ о чороне – своеобразной поэме о Якутии, красота которой рождена искусством и мудростью веков:

• вырезают сосуды для священного напитка из березовой древесины – легкой, легко поддающейся ковке и художественной резьбе по поверхности;
• форма кубков на поддоне напоминает силуэт женщины – символа плодородия или танцующего стерха — символа красоты и грации; отсюда и утверждение, что мысль о долговечности и гостеприимстве заложена в них;
• чороны на трёх фигурных ножках символизируют копыта лошади; считается, что обладателю такого изделия переходит сила и выносливость любимого домашнего животного якутов;
• в орнаментах, которые украшают кумысные кубки, проявляется умение народа раскрывать красоту и мудрость мира при помощи символов и их расположения. Чтобы научиться понимать язык узоров, нужно как минимум знать их названия, чтобы отличать друг от друга: сетевидные, арочные, ребристые, «таналай» («елочка»), «тоноҕос» и другие, каждый из которых доносит определенную информацию: пожелания изобильной жизни, рождения здоровых детей, продолжения рода – молодым на свадьбе, например, моление о бережном отношении друг к другу, строительства крепкого очага в доме – супружеской паре и др. Все это подводит к мысли о том, что всему свое время и место;
• Расположены узоры по кругу, т.е. непрерывно – это значит, что время необратимо и бесконечно, а предметы бесчисленны;
• 3, 7 или 9 поясов кумысного кубка символизируют священные числа, знающие степень уважения и почитания у народа саха; чем больше ярусов, тем больше почета. Самые большие праздники открывают 9-ярусными кубками.

59

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *