Яркие представители якутской школы резьбы по кости
Ведущим видом декоративно – прикладного искусства Якутии остается косторезное искусство. Сегодня якутская школа резьбы по кости является одной из лучших в России. Этому способствует проведение фестивалей косторезного искусства народов России, организуемое творческим Союзом мастеров народного и декоративно – прикладного искусства “Уус” (2005, 2006, 2008 и 2012 гг.) В рамках фестиваля проводится конкурс произведений косторезного искусства России из Архангельской, Камчатской, Магаданской, Тюменской областей, Хабаровского края, Ханты-Мансийского, Чукотского, Ямало-Ненецкого, Корякского автономных округов, г. Москвы и т.д. При этом работы якутских косторезов за чистоту технического исполнения, удачное стилевое решение и оригинальность получили самую высокую оценку.
А в мире Китай обладает глубокой историей резьбы по кости: это искусство отполировалось за долгие годы подношения подарков у китайских династий.
Когда появилась возможность приобретать большие бивни мамонтов, огромной популярностью стали пользоваться украшения, на которых вырезаны сцены из истории Китая, драконы, а также корабли флота Чжэн Хэ.
Подобные украшения стали символами процветания и оказались востребованы среди богатых людей, которые появились в результате экономического роста, и компаний. Цена некоторых украшений достигает нескольких сотен миллионов йен.
А у нас первым мастером – косторезом который сделал якутские женские украшения был Николай Данилович Амыдаев.
Николай Данилович Амыдаев, народный художник Республики Саха (Якутия), родился 10 июля 1933 года в с.Ботулу Верхневилюйского улуса. В 1965 окончил Якутское художественное училище, прикладное отделение у скульптора С.А.Егорова. Как художник-косторез работал над миниатюрной круглой и рельефной скульптурой из бивня мамонта. Был членом Союза художников России с 1977 года.
В республиканских художественных выставках Н.Д.Амыдаев участвовал с 1962 года. Его произведения экспонировались на выставках произведений декоративно-прикладного искусства народов Севера (Петропавловск-Камчатский, Хабаровск – 1963); произведений художников Якутии в связи с Днями литературы и искусства Якутской АССР (Кызыл, Москва – 1968, Ленинград, Уфа –1972, Москва, Целиноград, Фрунзе – 1982, Благовещенск – 1989,); российских выставках (Москва – 1967, 1971, 1987, 1988, 1989, 1991, Комсомольск-на-Амуре – 1987, Иркутск – 1988, 1992, Улан-Удэ – 1990). В зональных художественных выставках принимал участие с 1964 года, персональные состоялись в 1983, 1993, 2003, 2008 гг. в Якутске.
Произведения мастера находятся в Национальном Художественном музее Республики Саха (Якутия), Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера имени Ем.Ярославского, музеях и частных коллекциях России и зарубежом.
В 1970 году Николай Данилович из бивней мамонта сделал национальные женские украшения начельник (бастыҥа), нагрудно-наспинное украшение (илин – кэлин кэбиһэр). На фото его работа.
Так началась история династии семьи косторезов Амыдаевых. Дочь Николая Даниловича Мария вышла замуж за костореза Александра Винокурова. Семья у них большая, шестеро детей, у старших уже развита творческая жилка: старшая – Нюргуяна училась в Красноярском институте культуры на отделении «Живопись», Николай закончил Якутское художественное училище, он пошел по стопам отца, вырезает по кости, участвует в выставках.
Хрупкость, невесомость льда, переливы оттенков, нежное, теплое свечение мамонтовой кости, пластику снега, теплоту текстуры дерева – все это умело передает в своих работах зять Н.Д. Амыдаева Александр Винокуров. Он не только мастер-косторез, еще старший инструктор по вождению пожарных машин ПЧ №2 по охране г. Якутска ФГКУ «5-й ОФПС по РС(Я)», прапорщик внутренней службы.
Работы его можно разглядывать часами, наслаждаться каждой линией, поражаться, насколько точно передано настроение, движение. Это истории, заключенные в выбранный им материал, будь то мамонтовая кость, дерево, лед или снег. Они дышат, живут своей жизнью. Стоит лишь вглядеться в фигурку, как почувствуешь запах свежевыловленной рыбы, услышишь радостный возглас рыбака, ощутишь ласку матери-оленихи или суровый дух Арктики. Александр Анатольевич показывает, казалось бы, обыденные ситуации, но, сколько в них смысла, переживаний, радостей. Это призыв дорожить каждой прожитой минутой, ведь счастье состоит из подобных «мелочей жизни», оно вокруг нас – стоит лишь оглянуться, разглядеть и ощутить. В каждой он пытается отразить культуру народа. К примеру, в работе «Охотник – чарканщик» (чаркан – деревянный капкан для мелких пушных зверьков) показан старинный инструмент холо для замера глубины и плотности снега. А вот «Женщина с хататом» («хатат» – в переводе с якутского – «огниво»). К тому же, у него есть свой знак – Дьөһөгөй (божества, покровительствующего лошадям), под которым родился и письменами, обозначающими его, мастер метит свои работы.
Специального образования не получал, просто с детства вырезал из тальника фигурки людей. Талант мастера в нем раскрыл тесть – народный художник-косторез Николай Данилович Амыдаев. Александр Анатольевич хранит светлую память о тесте. Когда появились дети, он вырезал им игрушки из дерева. Увидев их, Николай Данилович сказал: «Из тебя выйдет мастер, обучайся у меня». Думал, что резка по кости – не его, но постепенно влился.
Александр Винокуров успевает и по кости вырезать (да так, что без специального образования именитые мастера признали его талант), и детей воспитывать, причем не на словах, а на деле и доблестно служить на благо народа. Все его помыслы исходят из самого сердца. «Выбираю путь мира и созидания. Надо быть позитивным, ведь в мире столько положительных эмоций!», – с улыбкой говорит он. И с этим нельзя не согласиться. 24.09.19. в 11 часов дня в передаче “Cэһэн сирэ” (ведущий Георгий Белоусов) на канале НВК САХА выйдет передача посвященная VII фестивалю косторезного искусства народов России, в передаче участвуют косторезы Александр Винокуров и Федор Марков.